27 марта 2023
 

Две судьбы



Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что может быть где-нибудь в захолустном городке какой-нибудь страны третьего мира живёт человек, судьба которого как две капли похожа на вашу? Он переживает те же поражения, что и вы, что радуется тем же успехам, которым радуетесь вы, он поступает также, как поступаете вы, мнение окружающих его людей о нем примерно такое же, как мнение окружающих о вас? Может быть вы живете с ним одновременно и ваши поступки носят такой же характер? А может быть вы повторяете чью-то судьбу? Или тот неизвестный человек повторяет вашу?

Я отвечу – возможно. Может быть, существует даже не один человек, а целая группа людей, разбросанная по всему Миру, которая живёт и действует абсолютно одинаково хотя бы на каком-нибудь определенном отрезке жизни.

Почему я говорю об этом?
Да потому что я знаю пример такого рода совпадения. В современном футболе существуют как минимум два человека, два тренера, которые вряд ли знакомы друг с другом, но за последний год события в карьере одного из них как две капли воды похожи на произошедшее в карьере другого. Судьба российского тренера и её отражение в жизни голландца.

Анатолий Фёдорович Бышовец и Рональд Куман до 2007 года не имели ровным счетом ничего общего между собой кроме, пожалуй, того, что в прошлом были очень хорошими футболистами, а затем стали тренерами.

Анатолий Бышовец почти на 20 лет старше Кумана. Свою игровую карьеру украинский нападающий провел в киевском «Динамо», где добился весьма неплохих успехов: был одним из лучших нападающих своего клуба и сборной СССР, на Чемпионате Мира 1970 года забил 4 гола, чем могут похвастаться совершенно немногие известные форварды. Однако данные достижения не идут ни в какое сравнение с карьерой Рональда Кумана – самого результативного защитника в истории мирового футбола, завоевавшего 19 титулов, дважды признававшегося лучшим футболистом Голландии.

Для наглядности сравнения приведем такой пример: самого большого успеха Анатолий Федорович Бышовец добился уже будучи тренером – в 1988 году под его руководством сборная СССР завоевала золотые медали олимпийского турнира. В то время как в этом же году Рональд Куман в составе сборной Голландии стал чемпионом Европы, а в составе ПСВ – победителем чемпионата Голландии и Кубка чемпионов, а также обладателем Кубка Голландии. После этого феерического года голландца ждали еще 12 титулов в Голландии, Испании и на европейской арене, в том время как для Бышовца Олимпиада-1988 стала первым и последним (не считая Кубка России – 2007 г.) успехом.

Казалось бы – что у этих людей может быть общего?

Но вот нагрянул 2007 год…
И вот, наши герои, в разное время возглавили два разных, но весьма небедных и амбициозных клуба. И обстоятельства их назначения весьма и весьма похожи.

Московский «Локомотив» под руководством «временщика» Долматова финишировал в российской Премьер-Лиге на третьем месте, за что главный тренер получил твёрдый «неуд» и был отправлен восвояси. Вскоре, зимой, Анатолий Бышовец, к тому моменту давно никого не тренировавший, загадочным для футбольной общественности образом становится главным тренером железнодорожников. В то же время Юрий Семин, тренер, сделавший из железнодорожного коллектива физкультуры победителя чемпионата России, был назначен президентом клуба, не имея при этом ни минуты опыта подобной работы.

В этом же году, осенью, также не без интриг, у руля «Валенсии» встал Рональд Куман. Нельзя сказать, что Кике Флореса, предыдущего главного тренера «летучих мышей», нужно было менять – за чуть более двух лет руководства командой, Флорес стал кумиром местных болельщиков, ему удалось создать по-настоящему боеспособную команду, которая составляла серьёзную конкуренцию мадридскому «Реалу» и «Барселоне» в борьбе за первое место в Примере. Но летом 2007 года президент клуба Хайме Орти стал пытаться оказывать влияние на работу тренера, что выбило Флореса из колеи, и команда на старте сезона потерпела три разгромных поражения, что в один момент превратило главного тренера-кумира в изгоя. «Спасать» «Валенсию» был призван голландец Рональд Куман, к тому моменту весьма и весьма успешно руководивший ПСВ.

Первые шаги новых главных тренеров «Локомотива» и «Валенсии» были совершенно идентичны: вину за якобы плохую атмосферу в команде они свалили на старожилов – Бышовец попытался избавиться от Вадима Евсеева, Алексея Полякова, Дмитрия Лоськова, Олега Пашинина и Владимира Маминова, а Куман – от Давида Альбельды, Сантьяго Канизареса, Мигеля-Анхеля Ангуло, а также Николы Жигича, Мануэла Фернандеша и Тимо Хильдебранда.

Бышовцу удалось это в больше степени – Евсеев был продан в «Торпедо», а Маминов, Пашинин и Поляков переведены в дубль и более чем на полгода осели в глубоком запасе. Сложнее обстояло дело с Дмитрием Лоськовым, который был капитаном команды. Бышовцу потребовалась половина сезона, чтобы как можно безболезненнее (в первую очередь для самого себя) проститься с этим футболистом, отправив символа команды последних десяти лет в подмосковный «Сатурн». Куману удалось пристроить только Фернандеша, с которым у голландца были личные счеты еще по совместной работе в португальской «Бенфике» - Фернандешу оказались очень рады в «Эвертоне». Капитану «Валенсии» Альбельде, а также Канизаресу и Ангуло было без лишних церемоний указано на дверь – а выкупать дорогостоящие контракты (за тридцатилетнего Альбельду «Валенсия» запросила 60 (!) млн. евро) не стал ни один клуб. Второй вратарь «Валенсии» Хильдебранд чуть было не последовал вслед за Канизаресом, но отвратительная игра третьего голкипера команды Хуана Моры в игре против «Сарагосы» заставила Кумана изменить свое решение. За несколько месяцев до этого казалось бы навсегда отцепленный Бышовцем от основы голкипер Алексей Поляков также получил свой шанс закрепиться в «Локомотиве», заменив в воротах неуверенно действовавшего на протяжении нескольких игр Ивана Пелицолли.
Также мог распрощаться с «Валенсией» Никола Жигич, но несколько забитых им мячей вернули к нему доверие Рональда Кумана. В свою очередь, Анатолий Федорович Бышовец подобным образом сменил гнев на милость в отношении Владимира Маминова – опытнейший полузащитник усердием на тренировках и отличной игрой в ряде матчей осенью вернул себе место в обойме игроков основного состава.

Тихо и скромно после вывода из основного состава вёл себя нападающий «Валенсии». Ангуло. Куман не стал прибегать к его помощи даже после получения Фернандо Морьентесом травмы и при откровенно нерезультативной игре молодых Арисменди и Мата. Нечто подобное было и в «Локомотиве» - Бышовец упорно забыл о существовании Олега Пашинина, доверяя место в обороне молодому Сергею Ефимову и Родолфо. И, даже несмотря на частые ляпы этой пары защитников, главный тренер так и не привлек ветерана «Локомотива» им на помощь. После окончания сезона Пашинин завершил карьеру игрока. Очень бы не хотелось, чтобы подобным образом произошло и с Ангуло, которому всего-то 31 год…

И Бышовец, и Куман нередко проводили тренировки своих команд «за закрытыми дверями».

В сравнении работы двух тренеров нельзя не упомянуть о покупках, которые были сделаны при них: Бышовец пригласил в «Локомотив» Эдуарда Корчагина, который запомнился разве что тем, что забивал за железнодорожников исключительно в товарищеских матчах. Куман настоял на покупке своего соотечественника Мадуро, который пока также совершенно не блещет.
Особняками в списке приобретений стоят два случая – при Бышовце в «Локомотив» за сумму порядка 9 млн. евро пришел Питер Одемвингие, а Куман потратил 18 млн. евро на покупку молодого талантливого полузащитника Эвера Банега из Аргентины. Справедливости ради, необходимо отметить, что за переходом Одемвингие в стан железнодорожников стоит не Бышовец, а руководство клуба и определенная группа заинтересованных лиц.

И Питер, и Эвер проявили себя далеко не с лучшей стороны – сразу после перехода в «Валенсию» в интернете появились видеоролики, мягко сказать, эротического содержания с аргентинцем в одной из главных ролей. Сам Банега объяснил это тем, что был молод, а в молодости всем свойственно ошибаться. Однако вскоре стал фигурантом еще одной неприятной истории, попавшись испанским блюстителям дорожного движения, управляя мотоциклом в нетрезвом виде.

Нигерийский нападающий родом из Ташкента Питер Одемвингие был уже одной ногой в московском «Спартаке», клялся в любви этому клубу, тренируясь на базе в Тарасовке, но потом вдруг уехал оттуда и за считанные дни подписал контракт с «Локомотивом». В футбольных кругах иначе как «погоней за огромными деньгами» подобный шаг не называют.

Но это было вне футбольного поля, тогда как Одемвинги, уже после увольнения Бышовца, перед матчем на Кубкок УЕФА с «Панатинаикосом», в котором решалась дальнейшая судьба его клуба в Еврокубках, позволил себе демонстративно отказаться от роли запасного, которую ему предложил и.о. главного тренера Ринат Билялетдинов, и смотрел матч с трибуны в компании руководителей клуба.

В новом сезоне Питер пока не капризничает и исправно трудится на благо своего клуба. Получится ли исправиться у Банеги?
Результаты «Локомотива» при Бышовце и «Валенсии» при Кумане примерно схожи – по итогам 2007 года железнодорожники заняли самую низкую позицию в таблице за весь постсоветский период, финишировав восьмыми, бесславно вылетели из Кубка УЕФА, а «летучие мыши» на данный момент занимают абсолютно неприемлемое для себя место в таблице Примеро – шестнадцатое! Осенью «Валенсия» распрощалась с еврокубками, заняв последнее, четвертое место в своей группе Лиги Чемпионов.

Нелюбовь болельщиков «Локомотива» и «Валенсии» к Бышовцу и Куману соответственно не знает границ. Шокированные решением руководства о назначении Бышовца, болельщики так и не приняли его за своего, а их злость и ненависть на наставника команды практически в каждой игре отражалась новым баннером, направленным против главного тренера.

«Белые платочки», в Испании символизирующие желание болельщиков как можно быстрее проститься с главным тренером, Куман впервые увидел после ничьей в 18 туре против нищего «Леванте», футболисты которого много месяцев не видели заработной платы, а у руководства нет денег даже на бензин для клубного автобуса. С тех пор с трибун домашней арены «Валенсии» - «Местальи» - белый цвет не сходит никогда, даже не смотря на упавшую посещаемость матчей.

Ложечками мёда в двух огромных бочках чернейшего дёгтя для Бышовца в «Локомотиве» и для Кумана в «Валенсии» стали победы в национальных Кубках своих стран. Весной 2007 года «Локомотив» в финале в драматичном поединке сумел обыграть «Москву» со счетом 1:0, а в апреле 2008 года «Валенсия» в финале Кубка Испании праздновала успех в матче с «Хетафе» со счетом 3:1. Обе победы были не столько важны для самих клубов, сколько для их тренеров – Кубки стали тем средством, которые смогли хоть немного сохранить для Бышовца и Кумана хоть какое-то подобие чести и доброго имени. Победа в Кубке слегка сгладила и отложила отставку Бышовца, но после нее дела «Локомотива» в чемпионате пошли по наклонной.

Так ли будет у Кумана с «Валенсией»? Хотя голландцу отступать уже некуда – позади его команды сейчас только вторая лига, Сегунда, что для такой богатой команды, как «Валенсия», просто неприемлемо.

Резюмируя, хочется выделить главное – Анатолий Бышовец, а затем Рональд Куман стали главными тренерами не без помощи таинственных закулисных игр руководств «Локомотива» и «Валенсии». Оба пришли поднимать команды с третьих мест на первые, и оба очутились на дне турнирных таблиц. И Бышовец, и Куман не признавали никаких авторитетов, кроме самих себя, с легкостью расставались с футболистами-лидерами своих команд, были ненавидимы болельщиками возглавляемых ими клубов.
Контракт с Бышовцем был расторгнут сразу после окончания последнего матча чемпионата России. И нет никаких сомнений, что такая же участь ждет Кумана.


Комментарии


Хотите оставлять комментарии? Зарегистрируйтесь или войдите.